Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD58.10
  • EUR56.48
  • OIL95.88
Поддержите нас English
  • 38505
Новости

«Репортеры без границ» требуют отключить французские спутники, транслирующие телепропаганду в 15 миллионов российских домов

Read in English

Международная НПО «Репортеры без границ» потребовала от французского регулятора в сфере телевещания (Arcom) запретить французскому же спутниковому оператору Eutelsat транслировать сигнал основных российских госканалов. По данным организации, Eutelsat играет важнейшую роль в распространении кремлевской пропаганды, охватывая более 15 миллионов домов в европейской части России, это половина российской телеаудитории. «Репортеры без границ» руководствовались данными расследования группы правозащитников.

Речь идет о крупнейших федеральных каналах, распространяющих ложную информацию о войне в Украине и призывающих к геноциду украинского народа — прежде всего, это «Россия-1», «Первый канал» и «НТВ». Также в пакет трансляции входит канал «Звезда», контент которого формирует Министерство обороны.

Стоит отметить, что крупнейший акционер Eutelsat — французское государство, владеющее 22,65% акций через государственный инвестиционный банк BPI France. Также компания непосредственно связана с российскими властями: ее кипрской «дочкой» управляет Николай Орлов — сын бывшего российского посла во Франции Александра Орлова. Тем временем Франция зарабатывает на сотрудничестве с российскими телепровайдерами десятки миллионов евро: за период с начала вторжения в Украину оборот Eutelsat в России даже вырос в годовом исчислении и достиг 78 млн евро (в основном за счет выручки от телетрансляций).

Кадр из типичной пропагандистской телепрограммы
Кадр из типичной пропагандистской телепрограммы

По заявлению самой компании, два ее спутника, Eutelsat 36B и Eutelsat 36C, охватывают сигналом половину домохозяйств России и СНГ, имеющих доступ к телевидению, и формируют тем самым основное спутниковое вещательное покрытие региона. Еще два спутника, Express AT1 и Express AT2, охватывают оставшуюся часть России, включая Сибирь и Дальний Восток. Трансляция со спутников ведется примерно на 15 миллионов тарелок двух провайдеров: «Триколор» и «НТВ+». Эти два клиента Eutelsat передают сигнал более 300 телеканалов и 50 радиостанций. Помимо РФ, они транслируются на оккупированных территориях Украины и даже в Европе: подписчики из Эстонии, Латвии и Литвы могут получить к ним доступ «из-под полы».

Несмотря на кажущееся многообразие, эти платформы недавно исключили из пакета вещания восемь международных новостных каналов, в том числе BBC World, CNN, Deutsche Welle, France 24 и TV5 Monde — якобы по требованию Роскомнадзора. Однако регулятор не отзывал лицензии ни одного из указанных каналов на территории России.

Провайдеры транслируют пропаганду по всей территории России, в оккупированных районах Украины и даже в Европе

У государственных каналов «Россия-1» и «Первый канал», а также «НТВ», который находится в собственности «Газпрома», а значит контролируется государством — самая большая аудитория в стране. В своем докладе объемом более 200 страниц группа активистов Denis Diderot Committee приводит десятки высказываний и фрагментов телепередач трех каналов, в которых воспевается вторжение России в Украину и распространяется кремлевская пропаганда, особенно в части разжигания ненависти к украинскому народу. Проведенный анализ наглядно иллюстрирует доминирующее положение каналов на рынке телевидения и их влиятельность как источников информации для других СМИ и социальных сетей. Большинство из высказываний, включенных в доклад, взяты из самых рейтинговых передач.

Кроме услуг спутникового вещания для внутреннего российского потребления, Eutelsat также осуществляет открытое вещание шести российских каналов, в частности RT Arabic, в Европе, на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

По утверждению правозащитников, действия компании Eutelsat, оказывающей техническое содействие аппарату российской пропаганды войны и геноцида, неприемлемы в моральном плане и противоречат стратегическому союзу Франции и Европы с Украиной.

Ранее «Комитет Дени Дидро» разослал многочисленные призывы к представителям европейских и французских властей, однако получил только один ответ по существу.

Кроме того, активисты составили петицию к европейским властям с требованием наложить санкции на компанию, распространяющую российскую пропаганду. Они призывают отключить двух основных коммерческих телепровайдеров России от спутников Eutelsat и использовать высвобожденные мощности для трансляции независимых российских и европейских вещательных СМИ. На момент публикации петиция собрала порядка 2500 подписей.

Тем временем руководство Eutelsat не видит проблемы в своем подходе к бизнесу. В начале мая Ева Бернеке, управляющий директор Eutelsat, заявила, что компания намерена сохранять «принцип нейтральности» в отношении политического конфликта, в который вовлечена Россия (слово «война» так и не прозвучало). Также она подчеркнула, что решение о прекращении отношений с российскими провайдерами остается на усмотрение французских властей.

Подписать петицию о прекращении трансляции российской пропаганды через спутники Eutelsat можно здесь.


К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari